Особенности финансового контроля в РФ
Если я бы была президентом РФ то я предложила следуюшие решения проблемы финансового контроля России.
Эффективность бюджетного процесса является ведущим показателем эффективности государственного управления. Бюджетный процесс предполагает оценку социально-экономического состояния страны, определение основных показателей прогноза социально-экономического развития страны, определение целей и задач развития определения основных принципов и расчетов по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны; В этой связи важно увидеть концепцию бюджета, которая строится на основных положениях бюджетного послания Президента РФ и ее сохранность в процессе исполнения бюджета. Главное при этом - прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе по доходам и расходам, по их сбалансированности и источникам покрытия дефицита (в случае если он предусматривается). Такой взгляд на бюджет строится в соответствии с одним из принципов бюджетной системы РФ – принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, который в свою очередь означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ). Контроль и оценка эффективности реализации указанных функций должны присутствовать на каждом этапе бюджетного процесса. В связи с этим основным составляющим, дающими представление об эффективности государственного финансового контроля могут быть оценки обоснованности и достоверности показателей всех уровней бюджета, результативности расходования средств.
С предлагаемых позиций весьма любопытно изучить замечания счетной палаты Российской Федерации по итогам исполнения бюджета за 199, 2000, 2001, 2002, 2003 годы и сопоставить их с ее же заключениями на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год.
Исходным для составления проекта федерального бюджета являются параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Это прежде всего параметры валового внутреннего продукта и инфляции. Валовой внутренний продукт - основной экономический показатель, выражающий в рыночных ценах совокупную стоимость продукции, товаров и услуг, созданных в течении года внутри, является исходным (базовым) параметром при формировании проекта федерального бюджета. Индекс-дефлятор, используемый в качестве коэффициента пересчета экономических показателей в цены предыдущего периода (численно он равен индексу роста цен), используется в бюджетном процессе с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Формирование федерального бюджета, например в 2003 г., осуществлялось по 171 показателю социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе по 47 макроэкономическим и по 124 отраслевым.
Анализ об объемах и динамике основных макроэкономических показателей свидетельствует о существенном отклонении их фактических значений от значений, использованных в расчетах к проектам федеральных законов каждого года. Так, отклонение фактических данных от прогнозных более чем на 20% зафиксировано в 2001 г.по объему инвестиций в основной капитал, амортизационным отчислениям, фонду заработной платы. В 2002 эта картина сохранилась, пополнившись отклонениями по таким показателям, как импорт товаров из стран вне СНГ (17,6%) , номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного сотрудника (24, 3%).Можно привести и ряд других, не менее ярких примеров. Целесообразнее, однако, обратиться к Бюджетному кодексу РФ, которым определены принципы бюджетной системы Российской Федерации глава5. Следуя, в частности, норме, определенной с 37 бюджетного кодекса РФ, можно заключить, что в силу ненадежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета нарушен принцип достоверности бюджета (т.е. иными словами, бюджет страны недостоверен?). Впрочем, справедливости ради следует заметить, что бела может быть не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистических прогнозов.