Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности
производственные - доступность сырья, материалов и дополнительного оборудования; новые технологии; наличие производственного персонала по квалификации и численности; возможности использования отходов производства; издержки производства;
региональные - ресурсные возможности, степень социальной нестабильности, улучшение основных экономических показателей развития.
С учетом этих критериев можно рассматривать абсолютную экономическую эффективность приватизированного предприятия по известной методике эффективности капитальных вложений в научно-технический прогресс.
На уровне территориальных комитетов по управлению государственным имуществом важно рассчитать региональную эффективность (Эрег.) управления собственностью. При этом
Эрег. а max {Ээкон.; Эсоц.; Ээкол.},
где Ээкон. - экономическая эффективность предприятий, приватизированных в данном регионе;
Эсоц. и Ээкол. - социальная и экологическая эффективность управления собственностью соответственно.
Общеэкономическую эффективность управления собственностью (на уровне народного хозяйства страны) вследствие различных оценок целесообразно рассмотреть подробнее.
Как правило, интересы народного хозяйства учитываются, когда речь идет об эффективности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия.
Сравнение проектов (вариантов), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта, производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.
При его расчетах в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, “ноу-хау”, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
прямые финансовые результаты;
кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.
Однако не всегда учитываются косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта, изменением доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затрат на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, восстановление природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) государственной поддержке проектов.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:
региональные (отраслевые) - выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта - предприятиями региона (отрасли), за вычетом производственного потребления;
социальные и экологические - достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли);
косвенные финансовые - получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли).
При расчетах показателей экономической эффективности на предприятии (фирме) в состав результатов проекта включаются:
производственные - выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;
социальные - в части, относящейся к работникам предприятий и членам их семей.