Направления оптимизации кредитной политики ХХХ
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое положение предприятий. Кредитная политика предприятия представляет собой оптимизацию суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами и является одним из элементов общей экономической стратегии.
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Вторым вопросом является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным. По данным современных авторов оптимальным для России считается соотношение собственного и заемного капитала примерно 3 : 1. На ХХХ заемные средства составляют 25% от валюты баланса (таблица 15).
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач, которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании.
максимизации прибыли компании,
минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство),
утверждения конкурентоспособности
Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
Следующим этапом в ходе совершенствования кредитной политики является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);
банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);