Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Финансовые отношения – это отношения, по поводу формирования и использования целевых денежных средств.

Финансовые отношения многообразны, поскольку существует множество субъектов рынка, каждому из которых нужны денежные средства для решения своих хозяйственных задач. Однако в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимосвязь их друг от друга. К примеру, государственная казна может постоянно пополняться, если финансы предприятий характеризуются рентабельностью и поэтому могут обеспечить оплату налогов. И напротив, финансы предприятий во многом зависят от того, каким образом государство будет использовать свои денежные ресурсы, даст ли оно крупный заказ на продукцию предприятия, сможет ли оно применить стимулы для развития производства и т.д. Взаимозависимость различных элементов финансовых отношений формирует их в финансовую систему. [ 17; 271].

Финансовая система – это взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функций государства.[15; 434 ]

Финансовую систему можно определить как совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов. [4; 635 ]

В нее входят следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды. [15; 434]

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет, который представляет собой объем и структуру доходов( доходная часть) и расходов( расходная часть). [4; 652]

Государственный бюджет- структура расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. [12; 333]

Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда.

Структура доходов и расходов бюджета определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и необходимые для ее реализации.

Структура доходной части бюджета подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Структура расходной части государственных бюджетов отражает национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований. Экономическая сущность государственного бюджета выражается, таким образом, через основные функции:

1. перераспределение национального ВВП. Государственное регулирование экономики.

2. Стимулирование НТП

3. Финансовое обеспечение социальной политики. [15; 434-436]

Структура финансовой системы.

[18]

Государственные финансы

Финансы предприятий

Сфера страхования

Финансы домохозяйств

- государственный бюджет;

-финансы коммерческих предприятий

- личного страхования

 

- государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования РФ.

-финансы некоммерческих предприятий: государственные унитарные предприятия (ГУП); государственные унитарные предприятия (МУП)

- имущественного страхования

 

- государственный кредит: бюджетные кредиты; государственные займы; государственные гарантии.

- финансы общественных организаций и предприятий

- страхование ответственности

 
   

-страхование экономических рисков

 
   

-социальное страхование

 
Перейти на страницу: 1 2