Формирование расходной части проекта бюджета Республики Мордовия на современном этапе
Формирование расходной части проекта бюджета Республики Мордовия осуществляется в соответствии с Методикой формирования доходной и расходной частей проектов бюджета Республики Мордовия. При осуществлении расчетов расходов в соответствии с Методикой формирования доходной и расходной частей проектов бюджетов Республики Мордовия применяются данные бухгалтерской отчетности учреждений о штатах, имуществе и основных производственных показателях деятельности организации. В случае отсутствия в данных бухгалтерской отчетности сведений об отдельных показателях, необходимых для расчета расходов в соответствии с Методикой, применяются показатели, указанные в паспорте бюджетного учреждения и в других внутренних документах учреждения.
Расчет расходов проекта бюджетов Республики Мордовия в соответствии с Методикой производится исходя из прогнозируемого индекса потребительских цен (индекса инфляции) в размере 7,7% в 2007 году, 6,3% в 2008 году и 5,2% в 2009 году. При уточнении прогнозируемого индекса инфляции производится перерасчет расходной части бюджетов. Методика учитывает повышение заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений, система оплаты труда в которых основана на единой тарифной сетке на 6,0% с 1 сентября 2008 года и на 5,5% с 1 сентября 2009 года.
Для расчета расходной части республиканского бюджета финансовые органы получают из профильных подразделений исполнительной власти (управлений, комитетов, отделов) соответствующие показатели. Так, для отраслей материального производства таковыми показателями являются:
– по органам управления: аналитическая информация о штатной численности аппарата управления в разрезе профильных подразделений органов управления.
– по правоохранительным органам: планируемый рост штатной численности сотрудников МВД по территории, подлежащей финансированию из территориального бюджета.
– по поддержке промышленности: перечень предприятий промышленности в разрезе отраслей, нуждающихся в финансовой поддержке.
– по финансированию закупок продовольствия: объемы закупок по основным видам продовольствия.
– по инвестиционному комплексу: планируемые мероприятия по развитию коллективного садоводства, типовому проектированию и разработке градостроительных и имущественных заключений, по улучшению землеустройства и землепользования; планируемый размер субсидий на строительство или приобретение жилья и дотаций на строительство домов ЖСК.
Подготовительная работа профильных подразделений (комитетов, департаментов, отделов) дает возможность Правительству РМ конкретизировать задания для определения предельных лимитов и установления показателей проекта регионального бюджета по следующим направлениям расходования средств:
1) общегосударственные расходы;
2) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
3) национальная экономика;
4) жилищно-коммунальное хозяйство;
5) охрана окружающей среды;
6) образование;
7) культура, кинематографии, средства массовой информации;
8) здравоохранение и спорт;
9) социальная политика;
10) межбюджетные трансферты.
Используя полученные от функциональных подразделений отраслевые показатели, финансовые органы осуществляют расчеты необходимых финансовых средств по статьям бюджетной классификации, в том числе ни оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки, оплату коммунальных услуг и т.д. По каждой отрасли финансирования составляется свод расходов. На основе полученных отраслевых заданий, лимитов и финансовых расчетов региональный финансовый орган разрабатывает подробный проект бюджета и представляет его в региональный орган управления [16].
Рассматривая опыт Республики Мордовия в вопросе формирования расходной части бюджета необходимо отметить, что методика расчета расходной части значительно усложнена. На наш взгляд, это связано с повышением эффективного и рационального использования бюджетных средств.