Применение зарубежного опыта бюджетирования, ориентированного на результат
В настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса – бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) [34, с. 67].
По нашему мнению, бюджетирование, ориентированное на результат дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество. Возможность эффективного перераспределения бюджетных средств между статьями расходов достигается благодаря получению более полной и точной информации о результатах реализации, как отдельных ведомственных программ, так и всей их совокупности, направленной на достижение общих социально-значимых целей. При этом важно учитывать, что само по себе БОР не решает вопрос оптимального распределения бюджетных ресурсов между приоритетными направлениями, оно лишь создает для этого благоприятные условия, изменяя фокус бюджетных дебатов – перенося акцент с «дележки ресурсов» на достижение конечных результатов, на которые эти ресурсы выделяются [34, с. 71].
Применение методов программно-целевого бюджетирования в развитых странах имеет длительную историю (Приложение А).
Анализ опыта США по внедрению БОР, позволяет сделать следующие выводы, которые как нам кажется, могут оказаться ценными для России:
1. Программно-целевое бюджетирование - средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством;
2. Одновременное реформирование принципов управления в государственном секторе – переход от административных методов к использованию хозяйственной инициативы на местах.
3. Правительство, законодатели и общественность получают эффективный инструмент распределения ресурсов по видам услуг, которые государство обязуется предоставить своим гражданам.
Богатый опыт многих стран по внедрению и совершенствованию программно-целевого бюджетирования позволяет выделить следующие достоинства этого подхода:
– программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;
– переход на программно-целевое бюджетирование позволяет отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов;
– усиление ответственности государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей;
– повышение обоснованности решений о государственных расходах;
– оценка финансового состояния государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов, что имеет важное значение для управления будущими рискам [25, с. 21-22].
Резюмируя вышесказанное, отметим, что внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета. Оно обеспечит:
–повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения или отказа от некоторых второстепенных или избыточных расходов и последующее перераспределение, и сосредоточение ресурсов на достижение наиболее важных для общества задач;