Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов
Оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов с целью достижения максимальных социально-значимых результатов требует предварительного решения вопросов политического характера, приоритизации целей и задач экономической политики, как текущих, так и на отдаленную перспективу
Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. Он должен выполнять постоянную работу, связанную с планированием бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.
В распределении расходов бюджета большую роль играет политический фактор. Например, доля расходов на содержание органов государственной власти превышает сумму расходов на культуру и охрану окружающей среды в 3 раза, несмотря на очевидную высокую потребность в финансировании последних [18, с.35].
По экспертным оценкам обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов возможно путем принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.
При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируются численность потребителей бюджетных услуг по отраслям. Решение проблемы избыточности существующей сети бюджетных учреждений приведет к необходимости снижать численность персонала, перепрофилировать или закрывать ясли, детские сады школы, поликлиники, больницы и т.д.
Недостаточно используется такой механизм повышения эффективности расходов бюджетных учреждений, как лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях. Наиболее затратные из них тепловая и электрическая энергия, вода, услуги по канализации, вывоз твердых бытовых отходов, транспортные услуги и услуги связи. Сейчас лимиты потребления ресурсов в натуральных показателях слабо зависят от объема оказываемых общественных услуг бюджетным учреждением, и в основном определяются денежными лимитами финансовых органов и потреблением ресурсов в прошедшем финансовом году, определяемом по выставленным счетам [19, с.84-86].
Еще один из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов – нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.
Управление бюджетными расходами должно быть нацелено на улучшение качества предоставляемых населению социальных услуг, повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, осуществление перехода от сметного финансировании учреждений к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг. В пределах этого направления предусмотрено, прежде всего, изменение финансирования бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы [18, с. 133-135].