Экономическая сущность и особенности расходов региональных бюджетов
Важное место в системе экономических методов управления принадлежит бюджетам, которые играют активную роль в обеспечении комплексного развития отдельных регионов, оптимальных территориальных воспроизводственных пропорций, повышении жизненного уровня населения. Региональные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти [32, с. 143].
В широком смысле под расходами регионального бюджета понимается совокупность экономических отношений, связанных с распределением фонда денежных средств государства на региональном уровне и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг [27, с. 100-101].
В соответствии с действовавшим в РФ законодательством исключительно из регионального бюджета финансировались следующие основные виды расходов:
– материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
– организационное и материально-техническое обеспечение проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;
– предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
– организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов;
– заключение внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;
– выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;
– организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
– строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
– охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения [1].
Таким образом, расходы регионального бюджета могут быть представлены в следующем виде (рисунок 1.1).
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
а) природой и функциями государства;
б) уровнем социально-экономического развития страны;
в) разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
г) административно-территориальным устройством государства;
д) формами предоставления бюджетных средств и т.п.
|