Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
Финансовая политика состоит из таких этапов, как:
определение целей и задач финансовой политики;
разработка направлений и ориентиров финансовой политики;
реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2005 год были сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году» и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации основными задачами бюджетной политики на 2005 год
и среднесрочную перспективу стали:
1. Создание условий для обеспечения общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать:
гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
связывание избыточной денежной ликвидности;
последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.
2. Использование средств Стабилизационного фонда, накопленные в 2005 году сверх установленного минимума (сверх 500 млрд. руб.), исключительно на замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии иных способов решения соответствующих задач.
3. Реформирование бюджетной классификации (группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней) и бюджетного учета. На федеральном уровне должны определяться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации с целью обеспечения большей свободы маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса.
4. Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе с целью расширения горизонта планирования, повышения предсказуемости бюджетной политики и качества подготовки бюджета, создания стимула для оптимизации бюджетных расходов.
5. Четкое определение показателей результативности деятельности федеральных государственных органов.
6. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику формирование ведомственных целевых программ. В эти программы целесообразно перенести значительную часть бюджетных расходов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу.
7. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения правил государственных закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах государства закупки (в том числе в сфере обороны и безопасности).
Основные задачи и направления налоговой политики на 2005 год
определялись исходя из главной цели – цели завершения налоговой реформы. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» налоговая система по окончании реформирования должна была обеспечить финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Для достижения главной цели необходимо было решить ряд задач, сформулированных в бюджетном послании: