Перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.
Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.
Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетного комитета своя контрольная компетенция, у Национального Банка – своя, у Государственной налоговой инспекции – своя. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности.
Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Республики Казахстан отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.
Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят ряд законов о государственном финансовом контроле в Республике Казахстан и об аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансового контроля в Республике Казахстан.
Орган высшего государственного финансового контроля дает дополнительные возможности законодательной и другим ветвям власти сделать распределение и управление государственными ресурсами более эффективным.
В силу этого многие страны (особенно в последнее десятилетие) принимают действенные меры по дальнейшему развитию органов финансового контроля, повышению эффективности их работы. Как правило, эти меры связаны с совершенствованием законодательства, определяющего место указанных органов в системе государственного управления, их роль, права и возможности. И это вполне объяснимо, так как осуществление Парламентом от имени и в интересах народа полномочий в области финансового контроля невозможно без соответствующего законодательного обеспечения. И это четко понимается парламентариями государств - участников СНГ, которые работают над созданием Модельного закона о государственном финансовом контроле. Данный документ позволит унифицировать законодательство наших стран и даст толчок развитию соответствующей методологической базы.
Депутаты обеих палат Парламента Казахстана при разработке законодательных актов очень внимательно изучают международный опыт. К примеру, положения Бюджетных Кодексов ряда развитых стран, где Счетный комитет признан в качестве высшего органа финансового контроля государства.
В 2007 году с целью повышения эффективности работы Счетного комитета были приняты основные мероприятия по совершенствованию государственного финансового контроля.
При проведении контрольных мероприятий приоритетными должными быть контроль эффективности реализации государственных программ, оценка эффективности деятельности институтов развития и национальных компаний, эффективности использования официальных трансфертов республиканского бюджета
Председателем перед работниками Счетного комитета четко были поставлены такие задачи, как активизация работы вновь созданных подразделений, усиление работы по оценке состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности на проверяемых объектах, внесение исчерпывающих рекомендаций по совершенствованию бюджетного законодательства, усиление работы по исполнению решений Счетного комитета. Помимо этого, были подняты вопросы расширения взаимодействия с Парламентом, центральными исполнительными органами, ревизионными комиссиями маслихатов, правоохранительными органами. Также отмечена необходимость повышения квалификации всех работников Счетного комитета, усиление аналитической и методологической работы, продолжение политики активного международного сотрудничества.