Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ
Действующая система межбюджетных трансфертов не лишена недостатков. Рассмотрим предлагаемые пути совершенствования по видам трансфертов.
Механизм субсидий претерпел серьезные изменения с момента их введения в 2000 году. На сегодняшний день количество видов субсидий достигло 125. Даже после их укрупнения сохранятся 94 вида субсидий. Что самое важное, объем субсидий начинает превышать объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации. По словам, заместителя департамента межбюджетных отношений Минфина России О.Г. Бежаева, в некоторых субъектах Российской Федерации количество субсидий также достигает нескольких десятков, а их объем превышает в несколько раз, а иногда в десятки раз, объем дотации.
Механизм субсидий содержит в себе целый ряд недостатков.
1) основной объем субсидий поступает в регионы, имеющие большие возможности для софинансирования, то есть в наиболее обеспеченные субъекты.
2) не всегда субсидии получают те субъекты Российской Федерации, которые для соответствующей отрасли являются ключевыми. Так, наибольший объем субсидий на развитие сельского хозяйства получают два региона, не входящие в число самых значимых в общем объеме сельскохозяйственного производства.
Механизм предоставления субсидии предельно усложнен: требуется ежегодное принятие нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации, подписание соглашений с федеральными органами исполнительной власти, принятие ими нормативно-правовых актов. Несмотря на то, что главной задачей субсидий является стимулирование финансирования из региональных бюджетов определенных на федеральном уровне приоритетов, в настоящее время нет механизма определения этих приоритетов. В Концепции предусматривается определение таких приоритетов.
Целый ряд мероприятий Концепции связан с регулированием межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. Одним из основных недостатков межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации является отсутствие требований к определению объема дотаций местным бюджетам. Регионы формируют фонды финансовой поддержки в объемах, не увязанных с конкретными целевыми показателями по снижению различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Вместе с тем на федеральном уровне установлены требования к определению объема дотаций для регионов. Это позволяет сформировать стабильный объем дотации, а субъектам Российской Федерации значительно легче ориентироваться и прогнозировать возможный объем финансовой помощи в очередном финансовом году. В Бюджетном кодексе в рамках реализации Концепции будет установлено требование к порядку определения объема фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Ряд новаций, предусмотренных Концепцией, касается налогового регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Прежде всего будет предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать единые дополнительные нормативы сверх нормативов, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты по типам муниципальных образований.
В соответствии с Концепцией предполагается внесение поправок, согласно которым доходы по дополнительным нормативам будут исключаться из объема финансовой помощи при определении уровня дотационности муниципального образования.
Предлагается также часть налогов, закрепленных в настоящее время за субъектами Российской Федерации, передать муниципальным образованиям, поскольку органы местного самоуправления могут серьезно повлиять на их базу. В первую очередь это налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения в форме патента, а также единый сельскохозяйственный налог.
В настоящее время проводится работа по инвентаризации налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Большая часть данных льгот будет отменена, часть из них (имеются в виду льготы, носящие социальный характер) будет оставлена на усмотрение органов местного самоуправления.
В Концепции предусмотрен большой раздел, в соответствии с которым окончательно должны быть решены вопросы разграничения полномочий. В связи с этим Минрегион России готовит очередной законопроект по разграничению полномочий, призванный исключить дублирование полномочий и конкретизацию их содержания.
В соответствии с Концепцией субъекты Российской Федерации, для которых характерна цикличность исполнения доходов — субъекты с мононаправленной экономикой, где значительный объем валового продукта создается в одной отрасли (газовой, нефтяной, металлургической), — обязаны создавать резервные фонды в годы, когда наблюдаются большие темпы роста производства в соответствующих отраслях.