Финансирование национальной обороны
Федеральным законом "Об обороне" определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. Перечень и структура расходов на национальную оборону деятельность значительно расширены, что отвечает требованию "прозрачности" военного бюджета.
Первым получателем средств из федерального бюджета, образующими первый уровень указанной классификации, является Министерство обороны РФ. Классификация целевых статей расходов образует второй уровень указанной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам функциональной классификации расходов.
Наиболее крупными целевыми статьями расходов подраздела "Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации" раздела "Национальная оборона" являются следующие:
· обеспечение личного состава войск;
· боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск;
· закупки вооружения, военной техники;
· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
· ремонт вооружения и военной техники;
· строительство специальных и других объектов.
Правительством Российской Федерации разработана и принята Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", которая устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанным категориям военнослужащих.
Министерство финансов РФ исходит из планируемых доходов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Министерству обороны РФ по позициям сметы. Размер ассигнований, направляемых на национальную оборот и правоохранительную деятельность, принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в составе Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий гол. Планирование осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета.
Общие проблемы бюджетного финансирования социально-бытовой инфраструктуры
Государство для выполнения возложенных на него функций должно располагать определенным объемом финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения через фонды накопления и потребления национальный доход, используемый в стоимостной форме, образует фонд денежных ресурсов государства, предназначенный для обеспечения расширенного воспроизводства, удовлетворения разнообразных потребностей населения и других целей. Государство сосредоточивает в своих руках этот фонд, который в свою очередь распределяется на несколько целевых фондов, в том числе на фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. Из этого фонда финансируются предприятия, организации и учреждения, оказывающие социально-культурные и коммунально-бытовые услуги. В фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры направляется выраженная в денежной форме часть фонда накопления национального дохода, которая предназначена для прироста непроизводственных фондов. Из фонда же потребления поступают весь объем общественных фондов потребления и часть фонда оплаты по труду работников материального производства, направляемая семьями этих работников на оплату социально-культурных и коммунально-бытовых услуг.
Средства бюджетов являются основным источником финансирования социально-бытовой инфраструктуры государства. Однако эти средства не могут обеспечить удовлетворение потребностей населения в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания. По уровню обеспечения населения услугами социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений и организаций Россия отстает от многих государств.