Заключение

Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает госу­дарственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономичес­кие процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из централь­ного государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязан­ных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные сред­ства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особеннос­ти. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном эта­пе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Источниками государственного бюджета являются налоги, государственные займы, эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, т.е. к сбалансированности бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как прави­ло, превышает доходную. Такое состояние бюджета называет­ся «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловли­вается многими причинами, среди которых следует выделить спад производства и рост тене­вого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развита экономики и динамики жиз­ненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направ­лений расходов государственных денежных средств. Если фи­нансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. используют­ся эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правитель­ство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производ­ства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отри­цательных моментов в развитии экономики, главным из кото­рых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как пра­вило, прибегают к госу­дарственным займам. В результате появ­ляется и растет государственный долг. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно (рефинансирование), то рост государственного долга может привести к банкротству государ­ства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные по­следствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгру­зить» бюджет, т. с. уменьшить его дефицит. Практика приня­тия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществля­ется за счет широких слоев населения страны. Обычно «уреза­ются» социальные ассигнования: на образование, здравоохране­ние, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс про­белы правового регулирования не способствуют повы­шению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требует­ся системное реформирование национального фи­нансового законодательства, приведение в соответ­ствие с международными стандартами многих дефини­ций и принципов, содержащихся в федеральных зако­нах, введение реальных гарантийных механизмов, уст­ранение коллизий между различными отраслями зако­нодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нор­мативных правовых актов должны стать реальные эконо­мические расчеты и прогнозы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5