Характеристика основных параметров бюджета
При сравнении бюджета любого субъекта любого федеративного государства невозможно рассматривать тенденции в его отрыве от федерального бюджета. Наличие общих тенденций свидетельствует прежде всего о наличии общих проблем и поиски путей их решения.
Рассмотрим сначала основные тенденции, прослеживающиеся в динамике сбалансированности федерального бюджета.
В годы после распада СССР в динамике государственного бюджета России можно выделить два этапа: до 1999 г. и после. Эти два этапа характеризуются тем, что на первом этапе государственный бюджет России был дефицитным, а на втором профицитным.
После кризиса 1998 г. можно отметить следующую динамику. В 1999 г. бюджет был дефицитным: дефицит составил 51398,5 млн. руб. (8,35% от доходной части бюджета)[20]. По существу именно 2000 год стал первым послекризисным, поскольку любой кризис – это не однодневное явления, а кризис, который начался 17 августа 1998 года закончился фактически в 1999 год, когда произошла стабилизация прежде всего курса рубля, а также относительное снижение инфляции.
Все следующие годы бюджета уже профицитный: в 2000 г. профицит составил 102898,5 млн. руб. (9,1% от доходной части бюджета)[21], в 2001 г. профицит составил 272075,4 млн. руб. (17% от доходной части бюджета)[22]. Таким образом, налицо абсолютная неспособность власти прогнозировать ситуацию. 17% в 2001 г. превышение доходной части над расходной – этому яркой подтверждение.
В отличие от федерального бюджета, бюджет Ростовской области все последние года является дефицитным (2,7% от доходной части в 2002 г., 0,8% от доходной части в 2003 г., 0,4% от доходной части в 2004 г.). Таким образом, нужно отметить, что несмотря на свою дефицитность бюджет, сам дефицит бюджета Ростовской области постепенно снижается. Можно предположить, что если такая тенденция сохранится, то в 2005 года бюджет Ростовской области может быть и профицитным.
Нужно отметить, что отмеченное соотношение между федеральным и областным свидетельствует лишь о том, что федеральный бюджет составляется с запасом, а областной нет, при этом незначительное разница между доходами и расходами свидетельствует о большей сбалансированности областного бюджета. В какой-то мере об этом свидетельствую показатели, приведенные в таблице 2.1[23].
Таблица 2.1.
Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ 1992-2000 гг.
млрд. руб.
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Консолидированный бюджет РФ: доходы расходы дефицит (-), профицит (+) |
5,33 5,97 -0,64 |
49,7 57,7 -8,0 |
172,4 230,4 -58,0 |
437,0 486,1 -49,1 |
597,7 694,4 -96,7 |
711,6 835,5 -123,9 |
686,8 842,1 -155,3 |
1213,6 1258,0 -44,4 |
2096,5 1950,0 +146,5 |
Федеральный бюджет: доходы расходы дефицит (-), профицит (+) |
3,02 3,98 -0,96 |
25,5 35,4 -9,9 |
81,7 142,7 -61,0 |
232,1 275,2 -41,3 |
320,3 400,0 -79,7 |
343,4 436,6 -93,2 |
325,9 472,2 -146,3 |
615,3 666,9 -51,4 |
1132,1 1029,2 +102,9 |
Консолидированный бюджет субъектов РФ: доходы расходы дефицит (-), профицит (+) |
2,67 2,35 +0,32 |
30,1 28,2 +1,9 |
115,6 112,6 +3,0 |
241,0 247,0 -6,0 |
334,9 351,9 -17,0 |
433,4 468,1 -34,7 |
413,5 422,5 -9,0 |
660,8 653,8 +7,0 |
1065,9 1032,1 +33,8 |