Введение

В настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста - главная задача любого государства[1]. Только экономический рост может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года[2].

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социаль­но-экономических отношений, она складыва­ется из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы — это государст­венная бюджетная система, государственный кредит, специаль­ные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регули­рования национальной экономики в целом, решения целого ря­да важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприя­тий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государ­ством, юридическими и физическими лицами. В своей стимули­рующей функции они используются для регулирования эконо­мических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйст­венных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формиру­ется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния фи­нансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом — совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы, основу которых составляет государственный бюджет.

Государство призвано выполнять важнейшие функции, без которых существование общества невозможно, среди которых наиболее важными являются управление в области обороны, общественной безопасности, социальная политика и др. Для выполнения своих функций государство ежегодно принимает бюджет, в котором расписываются доходы, которые планирует получить государство в предстоящем году, и направления, на которые оно эти средства собирается потратить (расходы).

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит (доходы большое расходов). Основным источником доходов является налоговые поступления от предпринимательской деятельности субъектов экономической деятельности. Существуют и некоторые другие источники доходов. В Российской Федерации основные источники доходов и направления расходов бюджетов различных уровней определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»[3] и другими предусмотренными ими правовыми актами.

При формировании бюджета государство зачастую сталкивается с ситуацией, когда предполагаемые доходы не могут покрыть планируемых расходов. С этой ситуации, как правило, государства прибегают к внутренним или внешним заимствованиям с целью покрытия расходов. Несмотря на то, что после 1998 г. бюджет Российской Федерации планируется и исполняется со значительным профицитом, проблема бюджетного дефицита остается чрезвычайно актуальной.

Это объясняется тем, что несмотря на профицитные бюджеты последних лет, внешний и внутренний государственный долг России не уменьшается. Кроме того, чрезвычайно важен вообще ответ на вопрос: что лучше для государства – дефицит или профицит бюджета, за счет чего образуется профицит. Эти вопросы требуют как теоретического , так и практического решения. Их исследование является целью данной работы, для достижения которой решены следующие задачи:

· исследована сущность государственного бюджета как элемента финансовой системы и динамика состояния государственного бюджета России в последние годы;

· проведен общетеоретический и практический анализ сущности бюджетного дефицита и государственного долга как элементов бюджетной политики государства.

· сформулированы предложения по повышению роли бюджетов в социально-экономическом развитии территории.

Перейти на страницу: 1 2