Текущее состояние и перспективы развития НПФ
Не теряет актуальности проблема, связанная с избыточно сложным порядком поступления страховых взносов в НПФ. Как известно, взносы, уплачиваемые Ежемесячно страхователями, поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании отчетности, представляемой страхователями по итогам года, эти средства персонифицируются. После этого средства застрахованных лиц, заявивших о желании передать пенсионные накопления в НПФ, направляются в соответствующие фонды. Таким образом, средства пенсионных взносов до поступления в НПФ находятся в движении от полугода до полутора лет. По оценкам, за это время до 5% названных средств теряются бесследно. Кроме того, в течение указанного срока НПФ лишены возможности осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Помимо видимого ущемления прав застрахованных лиц, изъявивших свою волю на передачу пенсионных накоплений в НПФ, для самих фондов это означает еще и потерю права на наращивание ресурсной базы за счет соответствующей части инвестиционного дохода.
Наконец, нельзя не упомянуть и отмену с 01.01.2005 г. финансирования накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 г. рождения) – одного из наиболее экономически активных слоев населения после трех лет формирования таких накоплений. Это решение до сих пор вызывает недоумение как у граждан, права которых были проигнорированы, так и у сотрудников НПФ, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем, в связи с этим событием у граждан, лишенных права формировать пенсионные накопления, повысился интерес к негосударственному пенсионному обеспечению. Вообще же, именно реализация фондами обязательного пенсионного страхования привлекла внимание множества работодателей и к другому виду пенсионных услуг, оказываемых НПФ, что можно считать исключительно полезным для развития негосударственной пенсионной сферы в условиях чрезвычайно низкой информированности общества в этих вопросах.
Следует сказать также о ситуации, складывающейся в области инвестирования пенсионных накоплений, которая многим специалистам представляется угрожающей. Речь идет об избыточной ограниченности перечня активов, в которые в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» могут быть вложены средства пенсионных накоплений. В связи с этой ограниченностью объектов инвестирования объемы средств пенсионных накоплений уже становятся сопоставимыми с объемами рынков разрешенных активов, тем более что на этих рынках осуществляют деятельность и другие финансовые институты. В конечном счете, это ведет к переоценённости разрешенных активов.
В числе нововведений последних лет, связанных с обязательным пенсионным страхованием, следует назвать норму Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которой средства материнского (семейного) капитала могут направляться женщинами на формирование накопительной части трудовой пенсии. В связи с ограниченностью перечня направлений, по которым могут использоваться эти средства, можно не сомневаться, что выбор в пользу пенсионного страхования будет востребован и НПФ получат еще один источник пополнения средств пенсионных накоплений в своем управлении.
Но главной новацией года, безусловно, стала инициатива Президента по созданию стимула для граждан застрахованных лиц к формированию пенсионных накоплений добровольными дополнительными страховыми взносами путем государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет федерального бюджетного Фонда национального благосостояния. К настоящему моменту конфигурация этого нового вида пенсионного страхования не оформлена какими-либо нормативно-правовыми актами, однако в ходе интенсивных дискуссий и нормотворческой работы наметились ее общие контуры, а проект федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» принят Государственной Думой в первом чтении. Предполагается, что схема софинансирования будет реализовываться в рамках обязательного пенсионного страхования на основе модификации уже существующего механизма добровольного вступления граждан в соответствующие правоотношения. При этом сохраняются все основные условия «обычного» обязательного пенсионного страхования – уплата страховых взносов при участии работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность заявительного выбора застрахованными лицами управляющей компании для размещения средств пенсионных накоплений или НПФ для осуществления их общего менеджмента в действующем порядке, а также отказ от сделанного ранее выбора или его изменение и т.д. Не вызывает сомнений необходимость определения минимально допустимой величины дополнительного страхового взноса, а также предельной величины взноса, учитываемой при определении суммы государственного софинансирования. В соответствии с названным проектом федерального закона, размер государственного взноса определяется по итогам каждого года и предполагается равным сумме дополнительных страховых взносов, уплаченных за истекший год застрахованным лицом, но не более 10 000 руб. Предусмотрены меры, поощряющие продолжение трудовой деятельности застрахованными лицами после наступления у них пенсионных оснований – в этом случае государственный взнос предполагается равным утроенной сумме дополнительных страховых взносов застрахованного лица за год, но не более 30 000 руб. Кроме того, учтены неоднократно высказывавшиеся предложения об участии в софинансировании также и работодателей. Проект закона предполагает возможность внесения ими в пользу своих работников дополнительных страховых взносов.