Направления совершенствования бюджетного устройства
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) разработала критерии оценки финансовой самостоятельности местных органов власти. Все налоговые доходы разделены на несколько групп в зависимости от
того, какие права по их регулированию имеют муниципалитеты:
- (а) - право устанавливать ставки налогов и налоговую базу;
- (b) - право устанавливать только налоговые ставки;
- (с) - право устанавливать только налоговую базу;
- (d.1) - ставки расщепления налоговых доходов установлены на долговременной основе;
- (d.2) - расщепление налогов может быть изменено только с согласия субфедеральных органов власти;
- (d.3) - закрепленное в законодательстве расщепление налогов может быть в одностороннем порядке изменено центральным правительством;
- (d. 4) - пропорции расщепления налоговых доходов определяются ежегодно центральным правительством в ходе разработки бюджета;
- (е) - центральное правительство определяет налоговые ставки и налоговую базу субфедеральных налогов.
Для сравнения, ниже приводятся данные по странам Восточной Европы, Балтии и США (в ячейке «Тип налога» приводятся данные по доли доходов, поступающих в рамках соответствующих налоговых режимов из классификации ОЭРС) (таблица 9)
Таблица 9- Структура налоговых доходов по критериям налоговой автономии, %
Страны |
Доля местных налогов в налоговых доходах |
Тип налога | |||||||
• а |
b |
с |
d.1 |
d.2 |
d.3 |
d.4 |
е | ||
Чехия |
11,1 |
2,7% |
5,6% |
- |
- |
- |
91,7% |
- | |
Венгрия |
10,4 |
- |
49,2% |
- |
- |
- |
- |
50,8% | |
Польша |
8,3 |
- |
41,9% |
0,6% |
- |
- |
57,6% |
- |
- |
Эстония |
16,2 |
- |
9,2% |
- |
- |
- |
90,8% |
- | |
Латвия |
17,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% | |
Литва |
22,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% | |
США |
20,0 |
- |
95% |
- |
5% |
- |
- |
- | |
Россия (2003 г.) |
12,8 |
- |
8,9% |
- |
6,9% |
- |
- |
84,2% |
- |
Россия (2006 г.) |
8,7 |
- |
21% |
- |
79% |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
10% |
- |
5% |
- |
68% |
- |
да |
да | |
Примечание: составлено на основе: Программ стажировок LGI/OSI в области государственной политики для русскоязычных экспертов 2006-2007. |