Бюджетная политика Республики Казахстан
Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2).
Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели |
2005 |
2006 |
Среднее отклонение |
ВВП |
-13,3 |
-10,4 |
-11,9 |
Темпы прироста реального ВВП |
-17,5 |
-21,7 |
-19,6 |
Экспорт товаров |
-17,6 |
-23,2 |
-20,4 |
Импорт товаров |
-13,8 |
-11,4 |
-12,6 |
Индекс потребительских цен |
-8,0 |
-11,6 |
-9,8 |
Курс тенге к доллару США |
-2,2 |
0,7 |
+0,8 |
Цена на нефть (BRENT) |
-22,8 |
-15,9 |
-19,4 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год |
Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Утве ржд. бюджет |
Уточнен. бюджет |
Скоррект. бюджет |
Кассовое испол. |
% исполнения к | |||
утвер. |
уточ. |
скор. | |||||
Доходы отклонение*: в млрд. тенге в % Налоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Неналоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Затраты отклонение: в млрд. тенге в % Бюджетные кредиты отклонение: в млрд. тенге в % Приобретение финактивов отклонение: в млрд. тенге в % Дефицит бюджета Остаток бюджетных средств на конец года |
1468,2 379,0 26,0 1302,9 364,9 28,0 37,7 11,5 30,5 1476,2 210,1 14,2 38,2 -1,3 -3,4 91,2 12,3 13,5 -113,7 |
1510,3 336,9 22,3 1266,7 401,1 31,7 39,3 9,9 25,2 1518,8 167,5 11,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1682,9 164,3 10,0 1439,3 228,5 15,9 39,3 9,9 25,2 1703,9 -17,6 -1,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1847,2 1667,8 49,2 1686,3 36,9 103,5 54,7 151,0 |
125,8 128,0 130,5 114,2 96,6 113,5 |
122,3 131,7 125,2 111,0 97,4 100,0 |
109,8 115,9 125,2 98,9 97,4 100,0 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |