Содержание и структура финансового механизма
Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макороэкономическим законом: S + M = C + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП [3, 269].
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу финансовой политики. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.
Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взымаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.
Итак, основными налогами в Республике Казахстан являются:
1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычет из годовых доходов налогоплательщика.
2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взымается с чистой прибыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.
4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.
Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:
а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.
б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из казахстанского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными , чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.
д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы нашего государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением: