Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2004 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.
Что касается текущего финансового года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2004 год (до 28-29% к ВВП) [21;с.7].
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система и налоговое законодательство не достигли своего совершенства. На сегодняшний день актуальность совершенствования налоговой сферы неоспорима. Налоговая нагрузка на экономику остается высокой, в структуре налогов преобладает косвенное налогообложение, эластичность налоговой системы снижается, налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.
Тем не менее, наблюдаются и положительные тенденции. К настоящему времени в республике создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, центральным звеном которой является принятый в 2002 году Налоговый кодекс Республики Беларусь. Несмотря на объемность этой базы, она позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Также положительным является тот факт, что в 2004 году были снижены ставки отдельных налогов: НДС с 20 до 18%; сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом с 2,5 до 1.15%, целевые сборы в местные бюджеты с 5 до 4% и другие. Хотя в тоже время были повышены ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом с 2 до 3%, налоги на услуги, уплачиваемые в местные бюджеты с 5 до 10%. [6, стр. 105-109]