Анализ валютной системы республики Беларусь
Рассмотрим методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.
Технический анализ – это совокупность методов оценки риска и выбора способов его минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.
Первый уровень может быть представлен методом интуитивного характера.
Второй уровень технического анализа – метод прогнозирования изменений и тенденций всех сегментов финансового рынка посредством анализа графика.
Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [11, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в начале 2007 г. Также требует применения механизма валютного контролинга.
Учеными сформулированы принципы как директивного, так и либерального направлений валютного регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:
принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
принцип определения сферы введения валютного контролинга;
принцип монопольного положения банков при проведении валютных
операций;
принцип декларирования цели и необходимости проведения
внешнеэкономических операций;
принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и
денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;
Отметим, что в настоящее время в Беларуси продолжается процесс совершенствования и либерализации системы валютного регулирования и контроля.
Решающий шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [12]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно с аналогичным законом РФ, в Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике в целом.
Национальными органами валютного регулирования и контроля применяются принципы либерального направления валютного регулирования:
- принцип множественности субъектов валютного рынка при проведении дилинговых операций;
- принцип либерализации форм расчетов при проведении внешнеэкономических операций, разрешающих применение наличной формы расчетов с использованием иностранной валюты.
Рассмотрим еще один важнейший элемент национальной валютной системы – статус Национального банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).
Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь [13].