Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В течение 1992 - 1993 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами "задним числом".
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы:
· простота алгоритма расчета отдельных налогов;
· отсутствие дублирования;
· простота и экономичность системы сбора налогов;
· стабильность;
· законодательное регламентирование;
· пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;
· равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;
· приемлемый размер общего налогового давления;
· справедливость по горизонтали;
· справедливость по вертикали.
Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
Налоговая политика государства не только базируется на конкретных принципах, но и учитывает социально- экономические потребности страны, стратегические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.
Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совершенствования сортамента продукции, сокращение дохода от производства. При высоких налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный прогресс.
На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносили изменения и дополнения. Вносились они и в минувшем году в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем.
В настоящее время происходит важный процесс переосмысления налоговой политики. Наряду с локальными поправками в налоговое законодательство, вызванными необходимостью срочно решать больные вопросы, в Минфине РФ подготавливаются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.
Новый подход к налоговой политике предполагает продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но быстротечный.
Девиз, под которым будет продолжаться налоговая реформа, в Минфине РФ сформулировали так: "Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины".
Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в Налоговом кодексе РФ, первая часть которого утверждена, а вторая находится в проекте, подготовленном по заказу Минфина РФ.