Возникновение и развитие налогообложения
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствовали налаживанию хозяйства.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт двадцатых годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо не только для создания правильного налогообложения, но и нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
В двадцатые годы делались попытки организовать национализированные предприятия как акционерные общества, работающие на основе государственного капитала. Но в те годы подобные попытки успехом не увенчались. Финансовая система во время нэпа имела много специфических особенностей, но, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
В 1923- 1925 гг. существовали следующие виды налогов:
I. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно - имущественный, рентный налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.
II. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.
Акцизы были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров.
Прямые налоги являлись орудием финансовой политики - рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время они становились существенным фактором роста доходов бюджета.
В 1922- 1923 гг. прямые налоги составляли около 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923 - 1924 гг. - 45%, в 1925 - 1926 гг. - 82 %.
Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Плательщиками промыслового налога были все агенты производства и обращения. Величина налога равнялась 1,5 % с торгового оборота. Но кроме этого уравнительного сбора в состав промыслового входил еще и патентный налог. Стоимость патента варьировалась по разрядам в зависимости от вида занятий и географического положения региона.
Уравнительный сбор представлял собой, по сути дела, налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. В общемировой практике налог с оборота, в конечном счете, эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция была обратной - в сторону сближения налога с оборота с акцизами - определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны.
На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.