Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг: понятие, особенности применения
В основе предоставления государственных и муниципальных услуг лежит бюджетная система РФ, базирующаяся на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджета субьектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов РФ, регулируемая нормами права, законами РФ и ее субьектов.
Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. Основным законам, регулирующим функционирование бюджетной системы является Бюджетный Кодекс РФ.
В бюджетном законодательстве РФ расходами бюджета считаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.
Расходы бюджета регулируются правилами разд. III ч. 2 Бюджетного Кодекса РФ. Формирование Расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. Согласно ст. 70 бюджетные учреждения расходуют выделяемые бюджетные средства исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг. Производятся расчеты объема государственных услуг (функций) и нормативов затрат на единицу государственной услуги обычно в разрезе следующих нормативов затрат:
- оплата труда с начислениями;