Налог с владельцев транспортных средств.
Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №17591. Он регулировался ст. 6 данного закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Государственной Налоговой Службы от 15 мая 1995 года №30 в гл. 3 разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя она и не являлась, согласно Налоговому Кодексу (п.1 ст. 1 НК), нормативным актом и не относилась к налоговому законодательству, ею всё равно руководствоавлись при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.
Плательщиками
налога
являлись:
юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации»;
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели»);
граждане Российской Федерации;
иностранные граждане и юридические лица;
лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств были установлены следующие (см. таблицу ниже):
Объект налогообложения |
Ставка налога |
1. Легковые автомобили с мощностью двигателя: | |
до 100 л.с. (лошадиных сил) |
0,5 руб. |
свыше 100 л.с. |
1,3 руб. |
2. Мотоциклы и мотороллеры |
0,3 руб. |
3. Автобусы |
2 руб. |
4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: | |
до 100 л.с. включительно |
2 руб. |
от 100 до 150 л.с. |
4 руб. |
от 150 до 200 л.с. |
4,8 руб. |
от 200 до 250 л.с. |
5,2 руб. |
свыше 250 л.с. |
7,15 руб. |
5.Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) |
2 руб. |
Органы законодательной власти субъектов РФ могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных выше, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.
В случаях, когда транспортное средство находилось на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производил тот участник совместной деятельности, которому, в соответствии с договором, было поручено ведение общих дел участниками договора. Юридические лица, имевшие в своём составе филиалы или представительства, уплачивали налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории их нахождения.
Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являлись плательщиками налога с владельцев транспортных средств.
Налог взимался с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Фактически, сборщиками налога выступали органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивался в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявлялась при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не был пройден, то должны были быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе могло быть отказано в указанных действиях. В случае, если владелец был освобождён от уплаты налога, то необходимо было подать заявление, где указывалось, что он не является плательщиков данного налога.