Создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка
Необходимыми условиями успешного развития рынка производных финансовых инструментов являются:
обеспечение судебной защиты сделок, которые предполагают расчеты в зависимости от изменений цен на финансовые инструменты;
законодательная защита средств клирингового центра и обеспечения, внесенного под открытые позиции по деривативам;
уточнение порядка учета опционов при создании резервов (кредитные организации) и расчета собственного капитала (профессиональные участники рынка ценных бумаг) для эффективного долгосрочного хеджирования с помощью опционов.
Кроме того, для обеспечения контроля рисков на рынке производных финансовых инструментов регулятору финансового рынка необходимо разработать и принять нормативные акты, которые:
создадут механизмы защиты интересов участников рынка;
определят требования к активам, которые могут служить основой для производных финансовых инструментов;
определят требования к участникам рынка производных финансовых инструментов, системе управления рисками операций с производными финансовыми инструментами, к учету таких инструментов и иные требования.
Необходимо обеспечить условия для рыночного ценообразования в отношении важнейших для российской экономики товаров (энергоносители, зерно, металлы). Для создания условий развития срочного товарного рынка необходимо, прежде всего, принять федеральный закон, регулирующий выпуск и обращение двойных и простых складских свидетельств.
Первый шаг в установлении правовых механизмов секьюритизации в Российской Федерации был сделан путем принятия Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".
К основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере следует отнести:
расширение перечня видов активов, которые могут быть использованы для целей секьюритизации;
расширение круга прав требования, которые могут использоваться для целей секьюритизации;
введение законодательных ограничений на возможность признания уступки прав требования недействительной;
определение требований к эмитентам ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации;
создание механизмов повышения кредитного качества ценных бумаг;
уточнение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части специфики ценных бумаг, обеспеченных активами.
Развитие рынка ипотечных ценных бумаг
В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере.
Для формирования полноценного рынка ипотечных ценных бумаг необходима реализация следующих первоочередных мер:
завершение разработки нормативной правовой базы рынка ипотечных ценных бумаг; обеспечение возможности инвестирования в ипотечные ценные бумаги средств крупных институциональных инвесторов; реализация мер государственной поддержки рынка ипотечных ценных бумаг; бразработка и внедрение механизмов повышения кредитного качества ипотечных ценных бумаг (залог банковских счетов, введение счетов "эскроу"); увеличение инвестиционного спроса на ипотечные ценные бумаги за счет стандартизации ипотечных кредитов и эффективного формирования пулов; развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг, включая формирование новых институтов (ипотечные агенты, сервисные агенты, доверительные управляющие).
Создание правовых основ для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на российский рынок капитала
В ряде случаев эффективность привлечения на финансовом рынке ресурсов ограничена экономически не обоснованными в современных условиях нормами регулирования, которые создают дополнительные транзакционные издержки инвесторов и компаний, обращающихся к возможностям финансового рынка в целях привлечения инвестиционных ресурсов.
Предлагается пересмотреть ограничение для хозяйственных обществ максимально возможного объема эмиссии и отменить требование, при котором номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для выпуска облигаций. Эта норма не оправдана с точки зрения защиты интересов инвесторов и ограничивает возможности долгового финансирования хозяйственных обществ. Снятие ограничений позволит регулировать риск заемщика в зависимости от предлагаемых им объемов эмиссии посредством применения рыночных механизмов, а не административных ограничений.