Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
Важным является и вопрос: какие именно методы контроля могут использовать сотрудники Счетной палаты РФ при осуществлении ими контрольно-ревизионной деятельности? Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля выделяют наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Однако в федеральном законе «О Счетной палате РФ» подобный метод контрольной деятельности напрямую не предусматривается. Можно лишь предположить, что поскольку проведение любой проверки и тем более ревизии непременно предполагает «ознакомление с финансовой деятельностью объекта контроля», то законодатель счел излишним отдельно предусматривать в федеральном законе «О Счетной палате РФ» такой метод контроля как наблюдение. Что касается анализа и обследования, то эти методы финансового контроля связаны скорее с экспертно-аналитической деятельностью Счетной палаты РФ. Непосредственными методами осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ являются ревизии и проверки. Что же такое ревизия, и чем она отличается от проверки? Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере.[26] Таким образом, ревизия - это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. Суть отличия ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей, проверкой соответствия документального учета фактическому. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определенным причинам из поля зрения проверяющих каких-либо обстоятельств, могущих повлиять (и существенно) на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта.[27]