Введение
Переход к капиталистической форме хозяйствования требовал экономических преобразований. Страна оказалась на грани потери экономической самостоятельности и независимости. Назревшие радикальные реформы, к сожалению, проводились методом проб и ошибок, вследствие чего сопровождались значительными издержками экономического и социально-политического характера. Общество на собственном опыте убедилось в том, что выбранный механизм преобразований имеет серьезные дефекты. При этом четко определились проблемы в участии государства в процессе реформирования, функционирования и развития экономики страны. Их более глубокая разработка необходима для нахождения правильных решений по регулированию экономики в интересах обеспечения безопасности Казахстана, повышения благосостояния народа, сбалансированного подъема производственно-хозяйственных звеньев всех уровней, в том числе домохозяйств, отдельных граждан - непосредственных участников инновационного и инвестиционного процессов.
Появилась необходимость создавать правовую базу, которая как можно лучше показала бы нам пути решения многих проблем, связанных с собственностью, управлением недвижимостью и имуществом, созданием новых технологий и их инвестированием.
В Конституции РК говорится, что граждане РК могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество; собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом; никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения; каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Появление новых предприятий повлекло за собой необходимость создания правовой базы, разъясняющей права и обязанности связанные с управлением имущественных комплексов. Согласно Гражданскому кодексу РК (ст. 33) «юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Инвестиции - относительно новый для нашей страны термин. В отечественной экономической литературе понятие инвестиций употребляется как синоним капитальных вложений, под которыми понимаются все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на воспроизводство основных фондов. В законе «Об инвестициях» говорится, что инвестиции - это все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а так же права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.
Самой трудной выступает проблема инвестиционных ресурсов, которая упирается в наиболее глубинные противоречия. В то время, когда государство ведет поиск источников финансирования для покрытия инвестиционных потребностей, пытается привлечь иностранный капитал, остается невостребованным имеющийся мощный и реальный финансовый потенциал, сосредоточенный у населения. Состояние теоретической организационно-методической и институциональной базы, определяющей рациональное использование имеющегося финансового потенциала населения, является одним из наиболее слабых мест функционирования новой финансовой и банковской систем. На это негативно повлияли условия формирования финансового потенциала населения (инфляция, снижение общего жизненного уровня при одновременно глубокой социальной дифференциации различных групп общества) и недостаточная степень развития принципиально новых для страны финансовых институтов (лизинг, ипотека, венчурные механизмы и т.п.). отрицательно сказалась слабая техническая оснащенность инфраструктуры рынка, ошибочное стремление коммерческих банков и других финансовых организаций работать преимущественно с крупными вкладчиками и финансовыми партнерами.