Местные налоги в Ростовской области
– использование закрепленной Бюджетным кодексом Российской Федерации возможности направления на оказание финансовой помощи нуждающимся в ней местным бюджетам, дополнительно к областным средствам, части доходов переобеспеченных муниципальных образований.
Перечень делегируемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не претерпит существенных изменений. Предусматривается передача органам местного самоуправления только 2-х новых полномочий: по предоставлению материальной и иной помощи для погребения и по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Общий объем межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам в порядке регулирования межбюджетных отношений, составит 24 869,0 млн. рублей или 112,6 процентов от бюджета 2006 года.
В результате, как и в предшествующие годы, более 60 процентов консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты. Такая концентрация в них финансовых ресурсов стимулирует уровень деловой активности на территориях муниципальных образований и повышает бюджетную ответственность местных администраций.
Оценка объёма местных бюджетов на 2007 год показала опережение темпа роста налогового и неналогового потенциала местных бюджетов по сравнению с темпом роста их текущих расходов. Так, при оценке роста текущих расходов муниципальных районов и городских округов - на 12 процентов, рост их налогового и неналогового потенциала оценивается по дотационным районам и городским округам – на 32 процента; при оценке роста текущих расходов поселений – 11 процентов, рост их налогового и неналогового потенциала оценивается в 35 процентов.[20]
Таким образом, налоговые отношения в Ростовской области представляют собой одну из самых массовых форм взаимодействия субъектов общественного производства и нематериальной сферы с публичными субъектами, представленными на территории региона двумя уровнями власти: органами власти субъекта Федерации (в лице законодательной и исполнительной власти региона) и органами местного самоуправления, по поводу отчуждения части собственности первых в пользу последних, воплощающих в своем лице интересы территории. Финансовая значимость для регионов, массовость охвата, определенная институционально-структурная заданность налоговых отношений не оставляют сомнений в важности и одновременно определенной специфичности содержания и методов управления указанными отношениями на мезоуровне.
Выделение налоговых отношений в качестве самостоятельного объекта управления в системе задач регионального саморазвития возможно лишь при наличии соответствующей законодательной основы.
В качестве критериев отнесения налогов и сборов к региональным были приняты следующие:
1) законодательные полномочия соответствующего публичного субъекта по вводу в действие налога или сбора;
2) обязательность их уплаты на территории субъекта Федерации.
В качестве критериев отнесения налогов к местным были приняты следующие:
1. полномочия соответствующего публичного субъекта по вводу в действие налога или сбора;
2. обязательность их уплаты на территории муниципальных образований.
Бюджетный кодекс закрепляет права законодательных (представительных) органов субъектов Федерации в области детализации объектов бюджетной классификации РФ, определяет их доходы, включая налоговые, полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов.
Концепция, состоящая в распределении части налогов по уровням бюджетной системы в качестве собственных доходных источников с одновременным использованием разделенной ставки по некоторым налогам или закреплением долей налоговых поступлений на постоянной или временной основе за бюджетами разных уровней, имеет достаточно широкое распространение в мировой практике.[21] Многоуровневое строение бюджетной системы предполагает аналогичную структуру финансовых потоков, в частности закрепление за каждым бюджетным уровнем «своих» налогов и сборов, а при их недостаточности дополнительное вертикальное перераспределение доходов: налогов, дотаций, бюджетных ссуд.
Беря во внимание принцип самостоятельности бюджетов и учитывая, как отмечает Т.Ф. Юткина, главенство конституционных прав субъектов РФ, определяющих характер их отношений с федеральной властью при разграничении налогов по звеньям бюджетной системы, а также определенные нормотворческие полномочия региональной власти в области налогообложения, следует признать, что в России созданы институциональные предпосылки к выделению и рассмотрению регионального налогообложения не только в качестве самостоятельного объекта управления и области юридической практики, но и самостоятельной сферы правовой науки.[22]