Общеправовые принципы бюджетного процесса
Первоочередное значение для функционирования любых правоотношений имеет принцип законности.
Применительно к бюджетному процессу указанный принцип имеет, на наш взгляд, две формы проявления.
Во-первых, говоря о законности бюджетного процесса, мы имеем в виду, что бюджетный процесс и соответствующие ему бюджетные процессуальные отношения - явления, подвергаемые детальной нормативной правовой регламентации. Ход бюджетного процесса обусловлен содержанием и объемом законодательного регулирования. Бюджетные отношения как разновидность финансовых правоотношений могут существовать исключительно в форме, определенной законом. Любые бюджетные отношения - будь то зачисление доходов в публичный фонд либо производство расходов - невозможны вне правового оформления. Данные акты, в свою очередь, должны соответствовать требованиям законности, обеспечивать конституционно предусмотренные гарантии прав и свобод граждан.
Во-вторых, результат самого бюджетного процесса - акт о бюджете - имеет правовую форму (правовой акт о бюджете - закон, решение). На федеральном уровне бюджет утверждается в форме федерального закона, на уровне субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, на уровне муниципального образования - в форме муниципального правового акта (ст. 11 БК РФ). Правовой акт о бюджете представляет собой основной финансовый план публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Законодательство предусматривает требования к содержанию правового акта о бюджете. Сформированный в ходе бюджетного процесса бюджет только в том случае будет отвечать критерию законности, если его содержание будет соответствовать нормативным установлениям. Таким образом, закон о бюджете должен быть детально отработанным нормативным правовым актом, учитывающим иные акты, в том числе закрепляющие формирующие доходы платежи, расходные обязательства публично-правовых образований.
Следующий принцип бюджетного процесса общего характера - подконтрольность. Бюджетный контроль осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется в ходе составления проектов бюджетов всех уровней, в том числе бюджетов внебюджетных фондов, в ходе рассмотрения и утверждения законопроектов о бюджетах, в ходе исполнения бюджетов и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Особое значение имеет бюджетный контроль на стадии исполнения бюджета, в рамках которого происходят два важнейших для функционирования бюджета процесса - непосредственная мобилизация денежных средств в бюджет (формирование доходов), а также выделение из бюджета средств получателям бюджетных средств (использование средств в порядке расходования). На стадии исполнения бюджета ярко проявляются такие цели бюджетного контроля, как предупреждение нерационального и нецелевого использования бюджетных средств, проверка законности операций с бюджетными средствами, проверка обоснованности и эффективности управленческих решений относительно бюджетных отношений. Бюджетный контроль служит формой реализации контрольной функции финансов применительно к бюджетам бюджетной системы государства.
Не меньшее значение для осуществления бюджетного процесса имеет принцип разграничения компетенции органов власти в бюджетном процессе.
Участниками бюджетного процесса являются субъекты указанные в п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса.
Органы власти, реализующие компетенцию участников бюджетного процесса, вступают в бюджетный процесс последовательно, осуществляя свои полномочия исходя из содержания и задач конкретных стадий бюджетного процесса. В пределах своих полномочий органы обеих ветвей власти осуществляют контроль: законодательные органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения законопроекта бюджета, а также контроль за исполнением бюджета в лице Счетной палаты РФ, исполнительные органы - контроль в ходе исполнения бюджета в рамках специальных процедур. Таким образом, каждый орган власти, выступающий участником бюджетного процесса, выполняя функции в рамках компетенции, вносит свой вклад в достижение целей и задач бюджетного процесса.