Методы управления использованием капитала, авансированного в запасы
Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:
J = Г : RСУТ (10)
Интервал поставки часто определяется периодичность производства данного материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило, длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.
В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.
Технологический (подготовительный) запас рассчитывается на основе нормативов времени для осуществления подготовительных операций, или на основании статистических данных и наблюдений за фактическими затратами времени на подготовку материалов к выдаче в прошлом периоде (хронометража) [6, 180].
Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два:
СЗ = RСУТ (JФ – JПЛ) / 2 (11).
где СЗ – страховой запас;
JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок.
При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае, когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.
Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:
ТРЗ = RСУТ (JФ – JПЛ) / 2, (12)
где ТР – транспортный запас.
Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.
Таким образом, норма запаса конкретного материала определяется по формуле:
Н = ТЗ + СЗ + ПЗ, (13)
где Н - совокупная норма запаса материала;
ПЗ - норма подготовительного запаса;
Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем:
Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:
Y5 = 0,5(2Y4 + Y3 - Y1), (14)
где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период [3, с. 190].
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:
Y6 = 0,5(2Y5 + Y4 - Y2), (15)
Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
Т3 = , (16)
где Т3 - темп роста товарных запасов;
Т0 - темп роста спроса [3, с. 191].
Таким образом, определив минимальное количество материальных ресурсов, которое должно постоянно находиться на складе менеджерам предприятия необходимо перейти к разработке системы контроля состояния запасов.