Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности [15, c. 267].
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
· ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
· выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
· определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
· ускорение востребования долга;
· уменьшение бюджетных долгов;
· оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
· исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
· периодический пересмотр предельной суммы кредита;
· использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
· формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
· выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
· определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
· формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
· формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
· использование современных форм рефинансирования задолженности;
· диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, (1)
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;
ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства [17, c. 213].
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;