Переход на уплату единого налога на вмененный доход
С момента введения единого налога на вмененный доход в конкретном регионе Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» действует в данном регионе лишь в части, не противоречащей Закону «О едином налоге на вмененный доход».
Кроме того, введение Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» означает, что на данной территории отменяется правило о неухудшении налогового режима субъекта малого предпринимательства в течение первых четырех лет его деятельности (об этом говорится в п. 1 ст. 9 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»). Однако отмена данной льготы касается только тех предпринимателей, которые зарегистрированы после введения в действие регионального закона «О едином налоге .». Для тех, кто зарегистрировался до этой даты, указанная льгота сохраняется.
Положение Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» о недопустимости применения в дальнейшем абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации», позволявшего свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности — уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту, он обязывает предпринимателей перейти на уплату единого налога на вмененный доход (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1999 г. № 111).
Таким образом, отмена баз 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не распространяется на налогоплательщиков, пользующихся данной льготой на момент введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В упомянутом Определении Конституционного Суда указано, что налогоплательщик вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.
То есть в случае возникновения спора с налоговыми органами по вопросу о порядке применения данной нормы указанный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Принятый законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее, чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу.
Информацию о принятии указанных выше документов и об установленных в них нормативных положениях в конкретном регионе, предприниматели могут получить в местных администрациях либо в налоговых инспекциях.
Все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта.
При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.
Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
3.4 Налоговая ответственность предпринимателя, связанная с нарушением правил уплаты единого налога на вмененный доход