Особенности налогообложения доходов жилищно-коммунального хозяйства в Республике Беларусь и направления усовершенствования
Особенностью 2007 г. и предыдущих лет, определенной статьей 8 "Увеличение налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав" Закона о НДС, являлось то, что суммы, получаемые по освобождаемым оборотам, не увеличивали налоговую базу по ним и соответственно не отражались в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС.
Согласно новой редакции норм статьи 8 Закона о НДС в 2008 г. такая особенность исключена, что означает изменение порядка отражения полученных сумм в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Так, в 2010 г. освобождаются от налога согласно подпункту 5.2 пункта 5 статьи 3 Закона о НДС, увеличивают налоговую базу по освобождаемым оборотам и соответственно отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС доходы:
полученные за реализованные освобождаемые объекты сверх цены их реализации;
иначе связанные с оплатой реализованных освобождаемых объектов;
полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров на реализацию освобождаемых объектов.
Новый порядок применяется в отношении сумм увеличения, полученных с 1 января 2008 г, и не зависит от того, в налоговой декларации за какой год (2008 г. или 2009 г) отражена налоговая база по освобождаемым оборотам по реализации объектов.
Отражение сумм увеличения налоговой базы по освобождаемым оборотам в налоговой декларации (расчете) по НДС означает участие этих сумм в определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Исключение составляют суммы, полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
В соответствии с нормами статьи 8 Закона о НДС налоговая база, определенная в соответствии со статьей 7 указанного Закона, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (до 1 января 2008 г. - за исключением операций, освобожденных от налогообложения).
Также следует обратить внимание на применение норм статьи 8 Закона о НДС в отношении сумм субсидий, выделяемых из бюджета.
Полученные в 2009 г. субсидии на покрытие разницы в тарифах по оказанию услуг, обороты по реализации которых освобождаются от НДС, на основании статьи 8 Закона о НДС увеличивают налоговую базу по освобождаемому обороту и влияют на определение удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Суммы налога по объектам, приобретенным за счет таких субсидий, подлежат распределению в порядке, установленном статьей 15 Закона о НДС, без применения норм подпункта 7.3 пункта 7 статьи 16 Закона о НДС. Полученные в 2009 г. субсидии на покрытие убытков (на финансирование затрат) при оказании услуг, обороты по реализации которых освобождаются от НДС, не увеличивают налоговую базу по освобождаемому обороту, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС и, следовательно, не влияют на определение удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Суммы налога по объектам, приобретенным за счет таких субсидий, подлежат распределению в порядке, установленном статьей 15 Закона о НДС. Определенная по результатам распределения сумма налога, приходящаяся на освобождаемый оборот, вместе с затратами на оказание освобождаемых услуг покрывается за счет выделенной из бюджета субсидии, что означает выполнение требований нормы подпункта 7.3 пункта 7 статьи 16 Закона о НДС.