Теоретические основы понятия налогообложения, его структура и характерные черты
Налог с продаж автомобильного топлива,
Таможенные сборы.
2) платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
единый платеж от фонда оплаты труда,
отчисления в Фонд социальной защиты населения,
платежи за землю,
экологический налог,
отчисления в центральные инновационные фонды,
сбор на содержание и размещение отходов,
государственная пошлина.
3) платежи, уплачиваемые из прибыли:
налог на недвижимость,
налог на доходы,
налог на прибыль,
транспортный сбор,
сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
4) сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:
оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне [10, c.47].
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства.
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь".
Основные задачи налоговых органов - это:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
обеспечение учета налогов,
разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов,
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,
предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,
подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,
издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.