Способы расчета денежной массы в экономике
Макроэкономическая модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают важность, наряду с денежной, также фискальной политики.
Денежная (монетарная) политика
представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Фискальная политика, предпочитаемая неокейнсианцами, заключается в государственном регулировании совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и налогов.
Различия в позиции монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из их теоретических предпосылок. Если считать, что cпрос на деньги обладает стабильностью и предсказуемостью, а предложение денег - экзогенно, то, следовательно, Центральный банк может путем денежной политики увеличить или, наоборот, сократить расходы хозяйственных агентов, то есть может проводить эффективное регулирование экономического развития. Если же полагать, что спрос на деньги неустойчив, а предложение денег имеет эндогенный характер, то денежная политика Центрального банка будет весьма неэффективна и более надежно можно регулировать хозяйство путем фискальной политики.
Какими же методами, с помощью каких экономических инструментов Центральный банк может осуществлять свою денежную политику?
Центральный банк играет ключевую роль и занимает, можно сказать, монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка
являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; изменение нормы обязательных резервов для банковских учреждений.
Главным направлением кредитно-денежной политики Центрального банка являются операции на открытом рынке. Суть этих операций - покупка или продажа государственных облигаций. Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям, Центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что в дальнейшем ведет к гораздо более серьезному сокращению депозитов. Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается обратного эффекта. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральными банками тех западных стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).
Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка. Обычной практикой этого заимствования стали кредиты под залог собственных долговых обязательств коммерческих банков или путем переучета коммерческих векселей. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале века, но затем его применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.