Рекомендации по дальнейшему реформированию электроэнергетики
Сегодняшнее положение дел отрасли подвергается влиянию мирового финансового кризиса, поэтому предложения по проведению дальнейших реорганизационных процедур необходимо разрабатывать с учетом этого аспекта.
По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, даже в условиях кризиса энергетика остается наиболее привлекательным сегментом для государственных и частных инвестиций. Министерство не собирается кардинально менять программу развития отрасли.
Как нами уже было отмечено, в ходе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» были выделены различные сбытовые, генерирующие компании, которые должны были создать конкурентный рынок энергии.
На наш взгляд сегодняшней задачей проведения реорганизационных процедур становится повышение эффективности действия компаний за счет внедрения различных технологий, проведения совместно с государством различных мероприятий.
В последнее время часто стали говорить о новой долгосрочной форме сотрудничества государства и частных инвесторов: государственно-частное партнерство (ГЧП). Интересные примеры ГЧП уже есть в атомной энергетике и других отраслях.
О совместном проекте ГК «Росатом» и ОАО «Русские машины» – свинцово-висмутовом быстром реакторе СВБР-100 – активно заговорили летом 2008 г. СВБР-100 – проект инновационный не только для отечественной, но и для мировой энергетики, поскольку это первая установка с использованием теплоносителя на тяжелых металлах. Форма сотрудничества «Росатома» и «Русских машин» в рамках проекта СВБР-100 – совместное предприятие, как подчеркивают стороны – на паритетной основе. От «Росатома» «Русские машины» планируют получить технологии, сама компания будет заниматься привлечением средств. Права «Росатома» на интеллектуальную собственность – возможный вклад в СП. «Русские машины», в свою очередь, готовы финансировать проект. Доли сторон в СП пока обсуждаются. Для «Русских машин» – это венчурные инвестиции, и только к 2020-2030 годам проект может превратиться в коммерческий.
По нашему мнению для эффективного развития ГЧП в России необходимо выполнение ряда условий, а именно:
- политическая и институциональная основа и поддержка проектов. Помимо ясного распределения полномочий в государственной системе необходимо детальное определение рамочных условий ведения переговоров с частными инвесторами. Запрашиваемая ими премия за риск будет ниже, если гарантирована последовательная политика государства.
- Стабильная политико-правовая среда. Требуется стабильное законодательство и его нормативное развитие, которые не только «терпимо относятся» к партнерствам рассматриваемого типа, но и создают стабильные базовые условия для их развития.
- Эффективная структура экономики и справедливое распределение возможностей и рисков. Основой для эффективного распределения сфер ответственности между частными партнерами и государством служит четкая формулировка целей.
- Опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство часто принимает на себя рыночный риск в рамках определенных базовых условий. От распределения рисков и возможностей зависят функции государства. Если частный инвестор несет большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограниченное право вмешиваться в выполнение проекта либо в основном контролирует его.
- Прозрачное и эффективное распределение государственных заказов. Это одно из наиболее слабых мест российской экономической модели, в которой практически отсутствует нормативно определенный рынок государственных заказов.