Система основных показателей эффективности проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении
Выделяют следующие цели реорганизации:
- расширение бизнеса (вертикальное и горизонтальное);
- повышение рентабельности за счет оптимизации издержек и других «синергетических» эффектов;
- повышение устойчивости бизнеса за счет диверсификации, в том числе приобретения антициклических или балансирующих активов;
- увеличение доли рынка.
При оценке предполагаемого проекта реорганизации необходимо составить прогноз будущих денежных потоков, которые предполагается получить после завершения сделки. При расчете денежных потоков должны быть учтены все синергетические эффекты, чтобы предусмотреть предельное влияние реорганизации.
Синергетический эффект – превышение стоимости объединенных компаний после слияния по сравнению с суммарной стоимостью компаний до слияния, или добавленная стоимость объединения (2 + 2 = 5).
Выгода может быть прямая и косвенная.
Прямая выгода от объединения предприятий – увеличение чистых денежных потоков реорганизованных компаний. Анализ прямой выгоды включает три этапа:
1)оценку стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;
2)оценку стоимости объединенной компании на основе денежных потоков после реорганизации;
3)расчет добавленной стоимости (все расчеты проводятся на базе модели дисконтированных денежных потоков).
Оценить эффективность реорганизации может оказаться легче, чем новый инвестиционный проект, так как объединяются действующие предприятия. Прогнозы объема продаж и издержек, как правило, бывают основаны на результатах прошлых лет, следовательно, они более точные.
Косвенная выгода – увеличение рыночной стоимости акций или изменение мультипликатора цена/прибыль, так как акции объединенной компании могут стать более привлекательными для инвестора и их рыночная стоимость возрастет.
Вне зависимости от состояния экономики компании всегда стоят перед выбором модели развития:
1. Ограниченный рост за счет расширения собственных производственных мощностей;
2. Активный рост за счет реорганизации компаний.
Первая модель более консервативна, вторая сопряжена с большим риском, но при этом может значительно увеличить благосостояние бенефициаров компании.
Реорганизация компании – современная тенденция консолидации активов и концентрации производственной деятельности.
Процесс реорганизации предприятия объективно необходим в условиях динамично развивающейся экономики, и для принятия эффективных решений в этой сфере проводят оценку стоимости предприятий в целях реорганизации.
При реорганизации необходимо оценить компании (объекты реорганизации) и денежные потоки, которые будут генерировать компании вместе. Если участники сделки пренебрегают оценкой компаний, реорганизация может оказаться напрасной тратой денежных средств.
Например, исследования показали, что компании, которые отдавали предпочтение подготовительной оценке синергетики слияния, оказались на 28% более успешными, чем в среднем по всем эффективным сделкам. В то же время компании, которые сосредоточили свое внимание на приведении в порядок только финансов, оказались на 15% менее успешными, чем в среднем по эффективным сделкам.