Методология проведения мер по финансовому оздоровлению предприятий
Санация может проводиться собственниками самой организации, более сильными в финансовом отношении предприятиями-кредиторами, предприятиями-покупателями, сторонними предприятиями (заинтересованными в данной организации), банком, а также органами федеральной и муниципальной власти. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.
Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться.
Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.
Возможны следующие основные формы санации:
- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления (достаточно редко). В такой форме санируются в основном государственные предприятия (хотя законодательно не воспрещена государственная финансовая поддержка предприятий и альтернативных форм собственности);
- государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко);
- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;
- целевой банковский кредит (на реальный проект);
- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических);
- выпуск облигаций предприятием под гарантию санатора;
- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов);
- отсрочка погашения векселей предприятия (под гарантию банка-санатора);
- списание санатором-кредитором части долга.
Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.
Основные формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, преобразование, выделение.