Налоговый режим для системы образования
Образование, как некоммерческий сектор, повсеместно в мире либо налогов не платит, либо пользуется широким спектром налоговых льгот.
Южная Корея. Государственные учебные заведения налогов не платят вовсе, негосударственные – не платят налоги в части реинвестируемой в образовательный процесс. Такое же положение нами было подготовлено в Закон об образовании в 1992 году, там касалось всех учебных заведений.
США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.
Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.
Налоговая политика нашего правительства
по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. Социологи говорят, что в среднем в России бюджетное образование остаётся более качественным. Хотя бы потому, что там существует конкурсный отбор. Поэтому, когда государство сокращает бюджетные места, оно соответственно наносит вред качеству образования. Точно так же и в отношении налоговой политики. Если государство вводит налоги на землю и имущество, то оно экономически наказывает те негосударственные вузы, которые создают собственную материальную базу и, в то же время, критикует их за то, что они этого не делают. И наоборот, те, кто не создают материально-техническую базу и не проводят кадровой политики, от такой налоговой политики не страдают.
Если мы хотим отвечать общемировым тенденциям образовательной политики, нам придётся рано или поздно возвращаться к системе налоговых льгот. Другого варианта просто нет. Отсутствие налоговых льгот приводит к повышению платы за обучение.
Система государственных займов
– один из механизмов, который широко используется в государствах, преимущественно с либеральной моделью экономики, для выравнивания возможностей в системе образования. Если страны с социальной моделью экономики, как правило, исходят из сохранения бюджетных мест для студентов (Германия – бюджетные места далеко за 90%, Франция – 80%), либо, как Бельгия, идут путём общедоступного высшего образования с номинальной платой за обучение (одна минимальная зарплата в год), остальное компенсирует государство.
Ставка по образовательным кредитам в США равна ставке рефинансирования федеральной резервной системы (около 4% в год).
В Великобритании сохранена часть бюджетных мест (35%-40%), они предоставляются студентам из семей с низкими доходами, с другой стороны – кредит под низкий процент и, он тем ниже, чем ниже уровень доходов семьи. И кредит возвращается, когда выпускник начинает получать зарплату определённого уровня. Только тогда, когда ты начинаешь получать достаточно высокую заработную плату, ты начинаешь возвращать образовательный кредит.
Идея образовательного кредита была заложена в первую редакцию Закона об образовании РФ 1992 года. После этого правительство добилось того, что эта идея из закона была исключена. Мотивировка – это невозможно отследить, у нас полный хаос, банки не смогут отслеживать и т. д. Сейчас правительством объявлен эксперимент по образовательным кредитам, он буде продолжаться около 3-х лет. Пока под 17%-19%. Понятно, что такой кредит для большинства граждан страны недоступен. А тот, кто способен его взять, способен и сам оплатить обучение.
Во всех развитых странах инвестиции в образование – одно из наиболее эффективных мероприятий
как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.
Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.