Управление финансовыми ресурсами на предприятии
- решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.
Сравнивая задачи управления финансами решаемые на предприятиях и возникающие при этом проблемы можно сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культуры в нашей стране происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии, внедрение управленческого учета, разработка бизнес-планов).
Особенно актуальным решение этих задач становится в условиях требующих проведение реорганизации (реформирования) предприятия, когда за короткое время (2-3 месяца) необходимо добиться выхода на безубыточный уровень функционирования и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие предприятия. Не теряют актуальности эти проблемы и для устойчиво работающих предприятий.
Экспертные оценки показывают, что наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета. Реализация выбранной финансово-экономической стратегии предприятия требует эффективного решения основных задач управления финансами. Рассмотрим типичные проблемы, возникающие на этом пути.
Основные проблемы предприятий в области управления финансами представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Ключевые проблемы предприятий в области управления финансами
На первом месте стоит проблема дефицита денежных средств на расчетном и валютном счетах, в кассе. До недавнего времени, средняя доля живых денег в составе валовой выручки предприятий составляла менее 20 %, остальное приходилось на оплату по бартеру и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещался за счет использования расчетов по бартеру, т.е. менее ликвидных средств, при этом сроки расчетов постоянно росли. Увеличивались долги контрагентам, основным и вспомогательным производственным рабочим, в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней (включая пени и штрафы). Хотя за последнее время произошло значительное снижение доли бартера в расчетах, проблема снижения дефицита денежных средств (кассовых разрывов) одной из ключевых проблем большинства предприятий Казахстана на сегодняшний день.
Однако, помимо непосредственного дефицита денежных средств, на предприятиях стоит проблема эффективного управления существующими финансовыми потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составлять 5 - 20 % и более от оборота предприятий. Отсутствие элементарного планирования и контроля поступлений денежных средств от контрагентов приводит, например, к увеличению среднего периода возврата дебиторской задолженности, незапланированной оплате бартером, навязываемой предприятию его партнерами.[23]
Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий целесообразно разделить на внешние и внутренние:
Таблица 2 Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий
Проблема |
Причины возникновения причин | |
Внешняя |
Внутренняя | |
Низкая доля денежных средств в выручке |
- неплатежеспособность предприятий-контрагентов; - фискальная система (например, безакцентное списание в счет задолженности по налогам); - конкуренция со стороны давальцев; - прочие. |
- отсутствие финансовой экономической стратегии предприятия – не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения; - просчеты в маркетинговой и сбытовой политике, ассортиментной политике и ценообразовании; - посредники, на счетах которых оседают деньги предприятия. |
Неэффективное управление финансовыми потоками |
- нестабильная ситуация на рынке, трудность прогнозирования спроса и поступлений денежных средств; - использование сложных схем расчетов через дочерние и прочие фирмы. |
- неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг – финансы»; - отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия; - нет инструмента автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающего оперативные вариантные расчеты финансовых планов. |