Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в Российской Федерации
Дальнейшее развитие пенсионной системы России требует совершенствования методов формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе осуществления реформирования системы пенсионного обеспечения России наметилась четко обозначенная тенденция, характеризующаяся уменьшением доли страховых взносов в доходной части бюджета Пенсионного фонда России и возрастающей ее зависимостью от поступлений из федерального бюджета.
Заметим, в 2004 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые затронули снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов и изменение верхней пороговой величины интервала налоговой базы, начиная с которой действует регрессивная шкала налогообложения. В результате таких мероприятий, снижение ставки единого социального налога отразилось на деятельности Пенсионного Фонда России. Была снижена базовая ставка в части уплаты ЕСН в федеральный бюджет с 28 до 20 процентов. При этом тариф отчисления на обязательное пенсионное страхование был сохранен на уровне 14 процентов. Собираемость ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, не повысилась. Таким образом, цель существенного снижения ставки ЕСН не была достигнута [29,с.56].
Однако необходимо заметить, что прошел незначительный период времени с момента снижения ставки ЕСН, и еще не все работодатели перешли к оплате услуг работников по официальной системе оплаты труда, а также такое снижение ставки ЕСН не сильно влияет на собираемость налога.
В результате за 2005 год образовался дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации в размере более 90 млрд. рублей, а сокращение в 2005 году поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составило более 280 млрд. рублей. Таким образом, растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России должен покрываться за счет средств федерального бюджета, что приведет к снижению возможностей финансирования иных государственных социальных программ [67].
Анализ прогнозных данных баланса пенсионной системы России, представленных в таблице 3.2.1, показывает, что сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России достигается исключительно за счет резервных источников, что сказывается на финансовой устойчивости Фонда в долгосрочной перспективе.
Таблица 3.2.1 Прогнозные показатели пенсионной системы России [62, с.84]
Показатели |
2004 |
2013 |
2020 |
2030 |
Расходы распределительной части, млрд. руб. |
890,0 |
2254,8 |
3442,7 |
4599,6 |
Средний размер трудовой пенсии, рублей |
1870,0 |
4463,1 |
6532,3 |
8990,8 |
Коэффициент замещения, % |
27,7 |
14,3 |
8,3 |
4,5 |
Доходы распределительной части, млрд. руб. |
841,2 |
2174,5 |
2914,8 |
3940,2 |
Дефицит, млрд. руб. |
-48,8 |
-80,3 |
-527,9 |
-659,3 |
Доходы накопительной части, млрд. руб. |
76,9 |
399,0 |
578,5 |
675,6 |
Эффективный тариф, % |
26,1 |
16,0 |
9,0 |
5,1 |