Экономическая сущность и назначение пенсионных фондов
- предусматривается значительное повышения уровня государственного пенсионного обеспечения лиц, имевших в период трудовой деятельности низкие и средние заработки.
В структуре новой пенсионной системы РФ предусмотрены государственное пенсионное обеспечение; государственное пенсионное страхование; профессиональные пенсионные системы; дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное страхование обеспечивает предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
Государственное пенсионное обеспечение гарантирует начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, которые финансируются их федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.
Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственную и негосударственную систему пенсионного страхования.
Профессиональные пенсионные системы предоставляют лицам, имевшим более высокие доходы, пенсии в размерах, соответствующих уровню их заработной платы [36,с.78].
Государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование возложены на Пенсионный фонд РФ. Он уполномочен государством создавать экономическую основу для пенсионных выплат независимо от места проживания пенсионера. По разным социально-экономическим условиям во многих регионах России сбор страховых взносов не обеспечивает «внутренних» потребностей в выплате пенсии. И только благодаря централизованной структуре Пенсионного фонда, свободного от местных влияний, можно перераспределять средства от условных доноров в дотационные территории. Это обстоятельство особенно важно в условиях, когда решение многих социально-экономических вопросов передается из центра на места. Государственные гарантии права на пенсию, установленные федеральным законом, должны быть равными для всех пенсионеров и, соответственно, обеспечиваться на федеральном уровне.
При усиливающемся финансовом кризисе в конце 1990-х годов России для пенсионного обеспечения объективно необходимо было сформировать Пенсионный фонд. Он был образован по Постановлению Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по Закону для государственного управления пенсионным обеспечением. С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов РФ были введены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению этих средств была возложена на Пенсионный фонд [23,с.45].
Среди ученых-экономистов и практических работников нет единого мнения по определению понятия «Пенсионный фонд». В Положении о Пенсионном Фонде приводится следующее определение: «Пенсионный фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат». Авторы учебника «Финансы» под редакцией В.М.Родионовой пишут: «Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета». По сути, приведенные определения не отличаются друг от друга.
Л.А.Ермак в своей книге говорит: «Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств». Несколько иное определение Пенсионного фонда делается Е.М.Четыркиным на основе анализа зарубежного опыта функционирования этих фондов: «Пенсионный фонд – организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам; при этом каждый пенсионный фонд работает согласно своему уставу и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения». В отличие от трех предыдущих определений здесь четко ограничены понятия «пенсионные фонды» и «государственная система пенсионного обеспечения». По мнению авторов учебника «Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды» под редакцией Н.З.Капкаевой и Н.С.Журкиной, такое определение пенсионного фонда применимо для системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах. В современной России такое определение больше подходит для негосударственных пенсионных фондов. [26,с.65].