Особенности движения финансовых ресурсов в туристской сфере
Структура активов туристской фирмы была приведена в таблице 1, из которой следует незначительная доля основных фондов (материально-технической базы) в активах туристской фирмы. [2]
Для туристской фирмы характерна так же особая структура финансовых ресурсов (таблица 1):
Таблица 1
Показатели |
Турагенты |
Туроператоры |
Собственные средства |
18 |
35 |
Заемные средства |
- |
- |
Привлеченные средства кредиторская задолженность авансы покупателей резерв постоянных расходов и платежей |
82 70 5 7 |
65 50 9 6 |
Итого |
100 |
100 |
Из приведенной таблицы следует, что основой финансирования туристской (турагентской и туроператорской) деятельности является кредиторская задолженность. При этом не характерно финансирование туристской деятельности за счет кредитования банками. Это приводит к ряду особенностей финансового кругооборота на туристском рынке (рис. 1):
поток денег;
поток кредиторской задолженности;
поток дебиторской задолженности.
Рисунок 1. Финансовый кругооборот на туристском рынке
Кругооборот оборотных средств в туризме можно представить схемой [3].
Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т.п.). В создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.
Рисунок 1. Кругооборот оборотных средств в туризме где
Д - денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура, то есть на создание туристского продукта;
Т - материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;
В - туристские впечатления;
Д - денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость.