Совершенствование системы налогового контроля
При доработке первой части НК РФ необходимо:
- упорядочение процесса проведения выездных проверок при ограничении сроков их проведения, а также процедур проведения камеральных проверок (в частности, исключить возможность истребования у налогоплательщика неограниченного количества документов);
- законодательное закрепление правовых последствий проведения повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявление нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля;
- совершенствование системы налоговой ответственности, более четкое распределение функций между налоговыми органами и судами по привлечению к ответственности.
Любые изменения первой части НК РФ не должны затрагивать базовые принципы регламентации налоговых правоотношений:
- презумпцию невиновности налогоплательщиков;
- исключительно судебную процедуру привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков;
- приоритет интересов налогоплательщиков при наличии неустранимых сомнений и противоречий актов законодательства о налогах и сборах.
В рекомендациях слушаний предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в административную и уголовную ответственность должностных лиц органов налогового контроля за злоупотребления своими властными полномочиями. Многие задачи по реформированию системы налогового контроля можно решить без внесения каких-то кардинальных изменений в законодательство. Однако федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, должны разработать соответствующую методологию проведения контрольных мероприятий, исключающую неоправданно высокие расходы государства на финансирование деятельности налоговых и таможенных органов, а также минимизирующую административные издержки налогоплательщика, связанные с выполнением им требований налоговых и таможенных органов. В числе мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля следует рассмотреть вопрос об упрощении существующей системы налоговой отчетности, об исключении из правоприменительной практики неоправданного расширения полномочий контролирующих органов в рамках проводимых ими камеральных проверок. Повышение эффективности работы контролирующих органов должно сопровождаться повышением ответственности налоговых и таможенных органов за принимаемые ими решения. Внедрение в налоговую сферу практики компенсации ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, безусловно, повысит ответственность государственных органов.