Понятие и виды франчайзинга
Региональный франчайзинг
Рисунок 1.3
Реализация системы регионального франчайзинга начинается с того, что франчайзер определяет стратегию развития своей сбытовой инфраструктуры в определенном регионе и заключает срочный договор с предприятием-партнером, которое становится главным франчайзи по определенному региону или продукту. Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи включен в систему разделения платежей и взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и, какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи — выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
2. Суб-франчайзинг — трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие — иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки (см. рис. 1.4) [14].
Модель суб-франчайзинга в общем построении
Рисунок 1.4
Таблица 1.2 – Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга |
Недостатки франчайзинга | |
Для франчайзера |
· увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес; · увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса; · снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда.); · расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него. |
· сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчай-зиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит; · возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата; · опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата; · возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора. |
Для франчайзиата |
· стать самостоятельным предпринимателем; · вести свой бизнес под признанным торговым знаком; · использования уже ранее испытанных форм предпринимательства; · совместной рекламы; · обучения и помощи со стороны франчайзера; · приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам; · финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль. |
· контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе; · опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы; · опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров; · большие затраты на услуги франчайзера (на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле). |