Бюджетная классификация
- расходы по экономическому вмешательству, а именно:
- расходы по кредитной деятельности государства (органов местного самоуправления); по государственным (местным) инвестициям; по реализации государственных (местных) контрактов для удовлетворения общегосударственных нужд (нужд территориальной общественности) или функционирования органов государственного управления (органов местного самоуправления); по компенсациям стоимости объектов частной собственности в случаях их принудительного отчуждения;
- расходы оборонного бюджета, включая обеспечение государственной безопасности, а именно: расходы бюджета Министров обороны Украины, бюджета Службы безопасности Украины, бюджета Национальной гвардии Украины, бюджета Национального бюро расследований Украины, включая расходы на приобретение техники, обмундирования и вооружения;
- расходы по реализации бюджетных трансфертов, а именно расходы на предоставление бюджетных субвенций, расходы по финансированию бюджетных изъятий;
- расходы специального назначения, а именно: расходы Резервного бюджетного фонда Украины; институционные расходы, образовавшиеся вследствие ошибок в макроэкономическом прогнозирования, расходы государственных целевых бюджетных фондов.
Структура бюджетной классификации дефицита бюджетов состоит из статей[11]:
- поступления от государственных внешних займов;
- поступления от государственных внутренних займов.
Отмечены различные подходы к составлению бюджетной классификации расходов и доходов.
Существуют следующие классификации расходов: министерская (ведомственная); предметная (например, просвещение по видам - школы, техникумы, высшие учебные заведения и т.д.); экономическая (по их целевому назначению: на капиталовложения, зарплату, субсидии, дотации и т.д.) и смешанная (по министерствам, а в них - по предметам).
Наряду с классическими системами классификации расходов в бюджетной практике появляются и новые классификации, в частности целевая и по функциональным признакам.
Целевая классификация предполагает разбивку расходов в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление шире, чем по ведомственному признаку.
Классификация по функциональным признакам отражает концепцию финансов как инструмента политики правительства и осуществляется в соответствии с основными функциями государства. Это, в частности, социальные расходы, обеспечение занятости, здравоохранение, транспорт, связь, оборона. Они в свою очередь делятся по категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и др.
Доходы бюджета в большинстве стран классифицируются по источникам (поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий и имуществ, от займов и т.д.) и по видам (например, в Великобритании - подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследства и дарений, на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.). Доходы от государственных предприятий и имуществ, как правило, отражаются в сметах различных ведомств.
Существуют и другие виды классификации доходов, например юридическая и финансовая.
Юридическая классификация подразделяет доходы по способу их получения - используется сила государственной власти или нет. В первом случае это налоги и штрафы, во втором - плата за услуги и добровольные взносы.
Финансовая классификация исходит из деления доходов на безвозвратные, или постоянные (налоги) и временные (займы).