Политика Центрального Банка на валютном рынке
Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты.
Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят как от экономического положения данной страны, так и ее места в мировом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютных интервенций". Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.
В России в соответствии с новым Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.
Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она характеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.
Бегство капитала происходит в следующих формах:
по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствующих субъектов, использующих "серые" схемы перевода валютных средств за границу, которые формально прикрываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует признать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевую роль играют "фирмы-однодневки", которые оформляют фиктивные импортные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью таких фирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их "работы" и огромным количеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.
По инициативе Банка России и при его активном участии Правительством России были подготовлены и внесены в Государственную Думу следующие законопроекты:
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса РФ", который предусматривает усиление ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", принятый Государственной Думой. Он предоставляет Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств. ЦБ РФ получил возможность принять дополнительные регулирующие меры: