Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
Провозгласив государственную независимость в 1991г., Российская Федерация не утратила доступа к внешним источникам государственных заимствований. Однако структура заимствований изменилась.
Советский Союз не являлся членом межправительственных валютно-кредитных организаций ООН и не пользовался их кредитами и займами. Российская Федерация в 1992г. оформила свое членство в МВФ, МБРР и ЕБРР и с 1993г. стала широко пользоваться заимствованиями у этих международных финансовых организаций. Сейчас на их долю приходится менее 10% внешней задолженности РФ.
Как и СССР, Россия активно привлекает коммерческие кредиты иностранных банков и фирм, гарантированные или застрахованные правительствами стран-кредиторов или уполномоченными ими институтами. Проявляя доверие к проводимой Россией политике демократических и рыночных преобразований, все большее число стран выражает готовность к предоставлению государственных гарантий по привлекаемым ею заимствованиям. Россия использует и межправительственные займы. На долю этой части задолженности (ее называют официальной) сейчас приходится почти 45% российского внешнего долга.
Основным нашим кредитором является Германия. На ее долю приходится боле 1/3 официальной задолженности Российской Федерации. Далее с большим отрывом следуют Италия, Япония, США, Франция, Австрия и другие государства [18].
До недавнего времени Россия мало использовала негарантированные правительственными структурами кредиты иностранных фирм-поставщиков и коммерческих банков, формирующие «неофициальную» задолженность. Это стало результатом долгового кризиса 1991-1992 годов, затянувшихся переговоров по реструктуризации задолженности по линии Парижского и Лондонского клубов и неопределенности российских подходов к вопросам урегулирования неофициальной коммерческой задолженности Советского Союза.
Ситуацию в данной области переломили заявление Правительства Российской Федерации от 27.09.1994г. «О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами» [17], практические шаги по реализации его положений и подписание в апреле 1996г. Соглашения с Парижским клубом о всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. На 01.01.1997г. неофициальная коммерческая задолженность России по собственным долгам составила 1,0 млрд. долларов, увеличившись в течение 1997г. до 5,8 млрд. долларов. На 01.01.2000г. на долю советской и российской неофициальной задолженности приходилось почти 24% внешнего долга России.
Достижение договоренности с кредиторами Лондонского клуба в 2000г. о списании части советского долга и реструктуризации оставшейся задолженности в рыночные (облигационные) формы изменили характер взаимоотношений между сторонами и структуру внешнего долга Российской Федерации: теперь на долю кредитов иностранных коммерческих банков и фирм приходится менее 2,5% внешнего дога России.
В ноябре 1996г. Минфин Российской Федерации сделал принципиально новый шаг по овладению международным рынком капитала, удачно разместив первый транш еврооблигаций. Во многом это стало возможным благодаря присвоению России относительно высоких рейтингов кредитоспособности тремя ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами – Mooby’s, Standard & Poor’s, IBCA.
С появлением еврооблигаций Минфина Российской Федерации сформировался и успешно функционировал до летнего кризиса 1998г. новый сегмент рынка федеральных внешних займов. Он дополнил уже сложившиеся сегменты рынка: долговые обязательства Внешэкономбанка, облигации внутреннего валютного займа, процентные векселя (ноты) Внешэкономбанка, финансовые инструменты – носители коммерческой задолженности бывшего СССР.
Таким образом, с выходом еврооблигаций основными кредиторами России стали многочисленные иностранные юридические и физические лица, покупающие российские бумаги. На них приходилось 1/3 всех заимствований. Четверть привлекаемых Россией кредитов обеспечивал МБРР и более 18% – МВФ. В целом международные финансовые организации на 44% закрывали потребность России во внешних заимствованиях. Примерно одинаковое значение по объемам кредитования имели для федеральной власти правительства иностранных государств и иностранные коммерческие банки и фирмы.
Для бесперебойного функционирования рынка внешних долгов России взаимосвязи между ее правительством и инвесторами осуществляет широкая сеть организаторов и посредников. С российской стороны наиболее важные функции выполняют Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и государственным активам Российской Федерации, Минфин Российской Федерации, Банк России, Внешэкономбанк, Внешторгбанк Российской Федерации, Российский финансово-банковский союз, российские уполномоченные банки.
Вопросы официальной российской задолженности решаются в рамках Парижского клуба стран-кредиторов и на двусторонних переговорах.