Проблемы и перспективы инвестиционного климата России
Кроме того, необходимо отметить, что:
• в России налоговые институты работают весьма неэффективно. Дефицит федерального бюджета России за первое полугодие 1998 г. составил 46,2 млрд руб., или 3,9% от валового внутреннего продукта;
• рынок государственных ценных бумаг в России обслуживал внутренний долг, финансируя бюджетный дефицит. Функции рынка государственных ценных бумаг как рыночного инструмента регулирования экономики использовались далеко не в полной мере. Необходимость обслуживания внутреннего долга требовала привлечения все большего количества ресурсов. Это достигалось повышением доходности государственных ценных бумаг. В результате значительные средства шли на обслуживание государственного долга за счет инвестиций в экономику. Однако так как эти средства не направлялись на развитие реального сектора экономики (т.е., другими словами, проедались), то возвращение процентов по государственным ценным бумагам происходило за счет привлечения новых финансовых ресурсов. Строилась финансовая пирамида в государственном масштабе. Поэтому доля расходов на обслуживание государственного долга, составлявшая по итогам первого полугодия 1997 г. 12,1%, в первом полугодии 1998 г. выросла до 35,6%. Доля этих расходов в объеме ВВП выросла до 5,2% против 1,8% (в первом полугодии 1997 г.). После августовского кризиса 1998 г. и реструктуризации государственного долга (практически его замораживания) рынок государственных ценных бумаг прекратил свое существование; ставка рефинансирования ЦБ России не обеспечивала перераспределения средств в реальный сектор экономики. Она играла регулирующую роль на уровне взаимодействия различных секторов финансового рынка (рынка межбанковских кредитов, валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг). Стоимость кредита делала его недоступным для реального сектора экономики. Это иллюстрирует динамика ставки рефинансирования в России с 1991 г. до середины 1998 г. и темпов инфляции за этот же период.